10.02.2014 года проведен учебно-профессиональный мастер-класс со студентами 5 курса дневного отделения специальности «Специальная психология» на тему «Профессиональное мастерство по работе с психическими состояниями». Студенты познакомились с основными видами психических состояний, факторами их возникновения, способами управления.  Ярко и нетрадиционно начала занятие Митякова Ольга, представив авторское стихотворение:

Добрый день, дорогие друзья!

Рада вас поприветствовать я!

Сегодня предстоит нам с вами душу изучать,

Позвольте же тогда с истории начать.

Давайте выясним, когда душевностью

Заинтересовались люди в древности…

Особым состоянием души сочли «нирвану»

Древнеиндийские мудрецы брахманы –

Событие это возникло в истории

За две тысячи лет до нашей эры в теории.

Затем, в четвёртом веке до нас, Гераклит

В состояньях души открыл иной колорит;

Гераклит указал, что души состояния –

Есть процесс динамичный, но постоянный,

Состоянья души, как мудрец изучал,

Переходят друг в друга без концов и начал.

Позднее состояния души изучали эллинисты,

А именно: детерминисты и индетерминисты,

Первые состояния психики объясняют

Тем, что на них свои причины влияют,

Эти причины изнутри и снаружи

Всячески воздействуют на душу;

Вторые признавали состояния психики

Независимыми и свободными относительно.

Средь первых Эмпедокл, Демокрит и Алкемон,

В числе их оппонентов Сократ был и Платон.

Вопросом состояний задался и Гиппократ,

Он выяснял, в чём патологии субстрат;

Считал, что патология состояния –

Это защитный ответ на плохие влияния,

 

А также возврат к состоянию нормы,

Переходная к ней, особая форма.

Наиболее полно состояния психические

Изучал Аристотель в то же время фактически:

Выделял их в особую категорию психологическую,

Различал состояния и деятельность психическую.

Авиценна уже во втором тысячелетии

Указал на связь эмоций и телесного;

Эмоции назвал формой «животной силы»,

Впервые объединив психологию и медицину.

В Европе в Средние века на состояния психические

Преобладали взгляды эмпирико-натуралистические:

Считалось, что способность состояний сохраняться

Зависит от материи, способной «сжиматься» и «расширяться»,

Говорили, что при «сжатии» материи

Наблюдаются состояния возбуждения и напряжения,

А в момент материи «расширения» -

Состояния расслабления и успокоения.

Но уже в эпоху Возрождения

Случился отход от подобных воззрений;

Декарт считал, что состояния психики – это явления,

Идущие с изменениями в мимике, в теле, в поведении.

А Джемс полагал, что психические состояния

Относятся к состояниям сознания.

Эмоциональных состояний внешние стороны

Тщательно и точно были Дарвиным разобраны;

Затем развивались и крепли идеи

О саморегуляции психической деятельности;

 

И выдвинул Сеченов в середине девятнадцатого века

Принцип обратной связи в формировании состояний человека,

В том числе, и состояний психических –

Это явилось новым этапом науки фактически.

Происходило активное изучение

Симптомов организма при приспособлении.

Стали стресс изучать как синдром адаптации,

Протекающий с рядом различных реакций.

Затем в изучении упомянутого явления

Наметились различные направления:

Социокультурные и психосоматические,

Философские и психоаналитические.

У нас в стране внесли особый вклад

В изучение вопроса учёных целый ряд.

Левитов классифицировал состояния психические

На эмоциональные, волевые и характерологические,

Возникающие в умственной работе и в труде

У всех без исключения людей.

Состояний психических дальнейшее изучение

Проходило как минимум в двух направлениях:

Первым был деятельностный подход Ильина,

В таком изучении была своя новизна –

Он состояния рассматривал в процессе тренировки

К этапу восстановления от этапа подготовки.   

Личностно-деятельностное – второе направление,

В таком ключе шло также состояний изучение.

Сосновикова, Ганзен, Юрченко сюда относятся,

Изучавшие, как аффективная сфера с сознанием соотносятся.

По учебнику Никандрова идёт иная классификация,

В которой всех критериев – десяток вариаций:

Тут органические и сенсорные, эмоциональные и волевые,

Интеллектуальные, праксические и речевые,

Ментальные, творческие и психомоторные,

Мнемические, сложные и аттенционные.

Также психические состояния подразделяют

По видам процессов, которые преобладают.

Тут выделяют и эмоциональные, и гностические,

И волевые состояния психические.

Бывают состояния в ответ на ситуацию,

К такому варианту относят на брань реакцию,

А могут быть и обусловленными личностно

Психические состояния различные.

Могут быть как поверхностные, так и глубокие,

Как, например, страсти высокие.

Могут быть положительно, могут быть и нейтрально,

Могут быть отрицательно эмоциональны.

Могут длиться секунды, минуты, часы или дни –

Как же разнообразны бывают они…

Могут быть неосознанными или сознательными,

Более рассудочными или эмоциональными,

По уровню активации состояния психические

Бывают стенические и астенические.

Также существует разделение

По уровню системного проявления:

Могут быть психологическими и физиологическими,

Иногда и сразу психофизиологическими.

Психические состояния ряд функций выполняют,

Учёные их нам охотно называют:

Интегративная, сигнальная и регулирующая,

Ориентировочная и дефицит внимания компенсирующая.

На этом я закончу изречения,

Нам предстоит детальное вопроса изучение,

Сегодня мы лишь кратко осветили темы суть

Не говорю я «До свиданья»… В добрый путь!

Студентам предлагался широкий спектр учебных и учебно-исследовательских  заданий, вызывающих актуализацию разнообразных приемов и форм познавательной и мыслительной деятельности: изготовление стимульного материала для проведения диагностических обследований психических состояний (Опросник СУПОС-8, «Шкала самооценки состояний Курганского», Шкала астенического состояния, САН Г. Айзенка), презентация «Психические состояния», составление коллажа «Виды состояний», решение психологических задач  с помощью демонстрации творческого решения познавательной и проблемной задачи по саморегуляции состояний, представление результатов в виде пантомимы, анализ видеоматериалов по психофизиологическим и эмоциональным состояниям.

Каждый вид задания предполагал проведение аналитической работы по его содержанию, в том числе преследующей цель формирования у студентов навыков оценки качества выполненной работы. Качество выполнения заданий оценивалось студентами в ходе группового обсуждения Портфолио-ревью. Особенно отметили студенты работу Митяковой Ольги, Даниловой Ирины,  Стекольщиковой Маши, Шолиной Анны.